Нравственно — философские проблемы в пьесе Чехова «Вишневый сад» — сочинение 10 класс

10 класс. Предмет Литература. Сочинение. Тема: Нравственно — философские проблемы в пьесе Чехова «Вишневый сад».

Примерный текст сочинения.

Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» раскрывает актуальные нравственно — философские проблемы. Автор выразил собственные взгляды на уходящую эпоху, замену старого образа жизни новыми идеалами и законами. Постепенно на первый план А.П. Чехов выдвигает проблему нравственных потерь или приобретений человека. Ожидание изменений – вот главный лейтмотив пьесы. Всех героев угнетает временность всего сущего. В их жизни разрушено старое, а новое еще не построено, и неизвестно, каким будет это новое. Отсюда ощущение одиночества в этом мире, нескладность бытия. Все герои настолько поглощены своими проблемами, что не слышат, не замечают других. Неизвестность и тревога перед будущим все же рождает в их сердцах надежду на что-то лучшее. Но какое это лучшее будущее? Это вопрос Чехов оставляет открытым. Ведь вишневый сад в пьесе Чехова не просто участок с плодовыми деревьями. Это этическая и нравственная ценность, это образ, который символизирует не только красоту русской природы, но, главное, красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им; той жизнью, которая погибает вместе с гибелью сада. Вишневый сад — это символ добра, а потому такие выражения, как «подрубить корни», «растоптать цветок» или «ударить по дереву топором», звучат кощунственно и бесчеловечно.

Образ вишневого сада объединяет вокруг себя всех героев пьесы. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны будут так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

Размышляя над характерами и поступками героев пьесы, Чехов заставляет задуматься над судьбой России, которая является тем самым «вишневым садом». Сад – символ уходящей жизни. Конец сада – это конец поколения уходящего – дворян. Но в пьесе вырастает образ нового сада, роскошнее этого. «Вся Россия – наш сад». И этот новый цветущий сад предстоит выращивать молодому поколению.

Не менее остро поставлена в произведении проблема человеческого счастья. Она отражается в судьбах абсолютно всех героев. Для них счастье духовное неотрывно связано с вишневым садом, ставшим символом недосягаемой или потерянной мечты. А сам сад рассматривается в отношении к нему с двух сторон – одна сторона сугубо материальная, предназначенная только для получения прибыли, другая – эстетическая, умение восхищаться им и ценить его красоту. Несмотря на то, что Раневская перенесла немало невзгод в этом саду, она счастлива вновь вернуться сюда. Её не волнует ничего: ни долги, ни продажа имения. Она счастлива прожитыми и настоящими моментами. Однако тревога постепенно нарастает в её душе несмотря на то, что Лопахин говорит ей о спокойствии. В итоге она чувствует расстройство и подавленность. Дело, наверное, в том, что она ищет счастье в других людях, в предметах. Ей необходима привязанность к кому-то или чему-то. В прошлом она была счастлива в своем доме, и вишневый сад живое напоминание о нем, поэтому ей так тяжела мысль о его разрушении, ведь без него о счастье не останется даже памяти. «Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже не знаю, чего думать, теряюсь» – говорит Раневская.

Гаев очень похож на сестру. Для него счастье так же осталось в прошлом. Но он менее требователен к счастью. Леониду Андреевичу бы леденцов побольше, да бильярдный стол под рукой, да пару слушателей для его красивых речей. Только состояние уже проедено, играть не с кем, а когда хочет он блеснуть красноречием, все над ним посмеиваются и просят замолчать. Даже лакей Яшка позволяет язвительные реплики в его сторону.

Раневская и Гаев прекрасно понимают, что не смогут вновь стать счастливыми, считая, что это судьба их такая и расплата за грехи, совершенно не осознавая, что их счастье зависит только от них самих, от того, смогут ли они начать новую жизнь.

Больше всех о счастье говорит Петя Трофимов, тем самым подчеркивая философскую проблематику пьесы «Вишневый сад». Только он размышляет о счастье будущем и счастье для всего человечества: «…человечество идет… к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах…». Петя не видел его в прошлом, не нашел в настоящем. Он не знает, какое оно, но все равно ждет его и предчувствует. Призывая разрубить связи с прошлым, считая, что пока человек держится за него, нет места для нового осознания счастья. Возможно, есть истина в его словах, но вот только вызывает сомнение, что человек, столь равнодушный ко всему окружающему сможет ощутить чувство полного удовлетворения.

В «Вишневом саде» тема любви также поднимается, и она точно также связана со счастьем. Дочь Раневской Аня мечтает выйти замуж и создать собственную семью, поэтому потерю вишневого сада она переживает гораздо легче матери. Ей не понять, как дорог и символичен для Раневской этот участок земли, засаженный деревьями, потому что в ее возрасте приоритеты совсем другие. Она молода и смотрит в будущее, а Раневская уже отжила свои лучшие годы, поэтому прошлое для нее — значит так много. Возможно, этим Чехов пытается намекнуть читателю, что хорошее ждет нас только впереди, а тужить о прожитых годах глупо.

Для каждого разумного существа есть свое определение счастья. Но, как правило, у близких людей это понятие примерно одинаковое, а вот у чеховских персонажей «Вишневого сада» нет единого мнения на этот счет. Люди не могут быть абсолютно счастливы всегда, ведь тогда им просто не к чему будет стремиться, не с чем будет сравнивать прожитые годы, пережитые эмоции. Поиски счастья – нравственная и философская проблема пьесы «Вишневый сад»

Конфликт поколений – это тема, которую поднимает в своём произведении А.П. Чехов. Раневская и Лопахин принадлежат к абсолютно разным эпохам, однако классического конфликта «отцов и детей» в пьесе не происходит. Чехов показывает, что в реальной жизни и старое и новое поколение одинаково несчастны. И читатель невольно сопереживает и бывшим хозяевам сада, и самому поместью, и молодому поколению России, которым предстоит строить прекрасное будущее.

Конфликт отцов и детей пронизывает всё произведение «Вишнёвый сад».  Например, весьма неполноценной является любовь Раневской к своей дочери Анне. Любовь Андреевна не осознаёт, что Аня уже не ребёнок, и устраивает её личную жизнь по своему усмотрению в ущерб дочери. Хотя вероятнее всего, что свое счастье получится найти именно юной Ане. Ведь только она с горящими глазами ждет отъезда из старого дома. Только она уверена в том, что получиться «посадить сад еще краше этого». И она единственная, кто готов ради своей мечты предпринять реальные шаги. Возможно, это юношеский максимализм говорит в ней, но ведь только тот, кто рискует, может стать поистине счастливым. У нее есть все задатки для этого. Она переняла лучшее, что можно было взять у прошлого – чистую, открытую душу, умеющую видеть прекрасное.

«Вишнёвый сад» показывает нам, что бывает, когда человек отворачивается от жизни, погружается в самого себя, начинает игнорировать настоящее, бояться будущего и мечтать о прошлом. Мораль пьесы заключается в том, что надо не только красиво говорить, но красиво поступать. Нравственно — философские проблемы затрагивают всех без исключения героев произведения «Вишнёвый сад». Пьеса показывает нам неоднозначность жизни, учит нас не делить мир только на чёрное и белое. Вывод Чехова — это необходимость созидания и гуманности для всех сословий. У него нет плохих классов или людей, у него есть несчастные люди, которым просто не хватает радости в жизни.

Примечание

Уважаемые ученики, текст  сочинения «Нравственно — философские проблемы в пьесе Чехова  Вишневый сад»  приводится без исправления ошибок.

Этот сочинение написали учащиеся 10 класса

Купить книгу в Лабиринте

Вишневый сад Чехов

Смотрите также: