Внеурочное занятие для обучающихся 1–4 классов по теме «ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ (30 ЛЕТ ЦИК РОССИИ)»
Предлагаем скачать сценарий и презентацию для начальной школы.
→ скачать презентацию 1-4 класс
Цель занятия: формировать общие представления обучающихся о правах и обязанностях гражданина в современном обществе; раскрыть особенности избирательной системы в России, способствовать осознанию значения выборов в жизни человека (право гражданина избирать и быть выбранными), создание условий для активного познания социальной действительности, воспитание правовой культуры.
Занятие начинается с беседы о прошедших выборах, так как, возможно, обучающиеся присутствовали в день выборов вместе с родителями на избирательном участке и были зрителями или участниками различных культурных мероприятий, которые проводятся в этот день.
Такой вариант беседы акцентирует внимание на непосредственном участии в выборах и формирует интерес обучающихся к ним. Но следует отметить, что, в целом, тема данного занятия «Разговоры о важном» затруднительна для учащихся 1–2 класса.
Безусловно, они слышали слова «выборы», «избирательный участок», но все эти понятия лежат в сфере формального запоминания слова без понимания его сущности. Поэтому на данном занятии можно формировать только общее представление об избирательной системе в России, опираясь на её роль в развитии общества, удовлетворении потребностей каждого гражданина в благополучной жизни.
Исходя из этого, в мотивационной части важно выделить значительное время для рассматривания конкретных примеров заботы государства об образовании, здоровье, культуре граждан страны, чтобы дети смогли сделать вывод о том, что выборы в России – это реальная возможность повлиять на улучшение жизни всего общества.
Конечно, для организации беседы важно учитывать региональные особенности, формируя личностный мотив обсуждения предлагаемой темы. В этой части учитель также может, по своему желанию и с учётом знаний и интересов детей, выбрать и рассказать о некоторых депутатах, инициативы которых реализованы в конкретных проектах, направленных на развитие страны и улучшение жизни её граждан.
Основные смыслы: Выборы – это основной способ формирования органоввласти, призванных служить обществу и интересам народа. Важным элементом формирования правовой культуры гражданина является осознание своих прав и обязанностей. Развивая чувство ответственности и гордости за свою страну, формируя первоначальные представления об избирательном праве, мы воспитываем гражданина, который ответственно относится к будущему своих родных, своей страны.
Планируемые результаты.
Личностные:
• понимать, для чего проводятся выборы, кто может принимать в них участие и их важность для каждого человека и для страны в целом;
• иметь общее представление о принципах проведения выборов.
Метапредметные:
• проявлять активность в познавательной деятельности, интерес к обсуждаемым вопросам;
• работать с информацией: сравнивать, анализировать, делать выводы на основе представленного материала;
• проявлять творчество и фантазию в работе с воображаемыми ситуациями.
Прежде всего, дети должны понять, что выборы – это основа для успешной жизни нашей страны, забота о её будущем. Лучше всего это показать и обсудить, рассмотрев, детские рисунки. Оценка сюжетов плакатов даст возможность сформулировать, что входит в понятие «будущее страны», «наказ избирателей». Ученики первых и вторых классов смогут обсудить эти вопросы с помощью учителя. Третьеклассники и особенно четвероклассники, конечно, выскажут суждения. Например: «Чтобы все дети учились!», «Чтобы в любом уголке страны работали врачи, которые заботятся о здоровье всех граждан», «Все хотят, чтобы в нашей стране было много хлеба, овощей и фруктов, чтобы каждый ребёнок, каждый человек хорошо питался» и т. д.
Общий вывод, полученный в ходе итоговой беседы, заключается в том, что на выборах у нас есть возможность проголосовать за тех людей-кандидатов, которые в дальнейшем будут выполнять наказы избирателей по улучшению жизни в нашей стране, поэтому принять участие в выборах, это значит проявить заботу о своём будущем и будущем своей страны.
Смотрите также: