В чём заключается ценность исторического опыта? Сочинение 11 класс

Материалы для подготовки к написанию итогового сочинения в 11 классе на тему: «Способен ли робкий человек совершить смелый поступок?»

Автор: Русланова Татьяна

***

Исторический опыт позволяет человечеству двигаться дальше, минуя ошибки прошлых поколений людей. Если мы помним, в чем были неправы наши предки, то не повторим их просчетов и сможем сделать шаг навстречу прекрасному будущему. Разберем на примерах в чём заключается ценность исторического опыта.

В поэме «Реквием» Анна Ахматова описала чудовищные репрессии советской власти, которые были после революции 1917 года и победы большевиков в Гражданской войне. Это произведение автобиографично и основано на реальных событиях: сама Ахматова носила передачки и стояла в километровых очередях, чтобы узнать хоть что-то о родном сыне, заточенном в тюрьме. Его арестовали лишь на том основании, что его отец был контрреволюционером и открыто выступил против социалистов. Поэтесса прочувствовала все горе тех миллионов женщин, которые также стояли в очереди и никак не могли помочь своим близким, пострадавшим без вины. Самое ужасное в их положении — это неизвестность. Никто не мог сказать, какая участь ждет их родственников и друзей. Никто не мог защитить их и вырвать из лап несправедливой репрессивной машины. В финале этой поэмы автор просит нас воздвигнуть памятник возле тюремных стен, чтобы люди нового времени не совершили эту страшную ошибку вновь и не повторили ее печального пути. Для нас этот урок не имеет цены, ведь его мы можем использовать в качестве аргумента против доводов в пользу тирании.

Рассмотрим  другой пример. Александр Сергеевич Пушкин в исторической повести «Капитанская дочка» описывается восстание Емельяна Пугачева во всех ужасающих подробностях: мятежники калечили, убивали, унижали, грабили людей, прикрываясь идеями о справедливости и равенстве. Автор много времени провел за изучением исторических хроник и документов, чтобы представить себе и изобразить для нас полноценную картину событий. Образ главаря бунтовщиков очень реалистичен и неоднозначен, как будто перед нами предстал реальный человек. Емельян действительно стремится к изменениям, необходимым в крепостнической России того времени. Однако он выбирает для благородных целей низкие средства, которые ведут его совсем в другом направлении. Вместо справедливости и благоденствия крестьяне получают новую войну и все связанные с нею тяготы и потери. Страдают и невинные люди, которые жили не лучше самого трудового народа. Так, сиротой становится Марья Миронова, которую при новой власти в Белогорской крепости морят голодом и принуждают к браку. А ведь она не эксплуатировала крестьян и сама была бесприданницей из глубинки. Это значит, что «правосудие» мятежа било вслепую и поражало главным образом тех, кто не мог дать сдачи и спастись. Этот исторический опыт весьма полезен для нас, ведь позволяет понять, что мир войной не построить, а народ бунтом не осчастливить. Нужны конструктивные меры и реформы на высшем уровне, а не слепая месть власть имущим.

Подводя итог, можно заключить, что исторический опыт помогает человечеству накапливать мудрость и использовать её для блага всех жителей нашей планеты. Исторические уроки помогают будущим поколениям не совершить ошибки, которые уже были в прошлом и не давали возможности человечеству двигаться вперед и развиваться.

Смотрите также: