В чём ценность исторического опыта? Сочинение 11 класс

Материалы для сочинения на тему: «В чём ценность исторического опыта?» 11 класс.

Источник: 4ege.ru

409. В чём ценность исторического опыта?

В чём заключается ценность исторического опыта? Над этим вопросом задумывались многие мыслители. Каждое поколение передаёт следующему традиции, заветы, наставления и ценности. Когда мы изучаем историю нашего народа, то гораздо лучше понимаем особенности русского национального характера, а значит, нам становится легче взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, благодаря историческому опыту, мы получаем возможность двигаться вперёд и постоянно развиваться, избегая ошибок наших предков. Есть такие трагические страницы истории, о которых ни в коем случае нельзя забывать, чтобы подобное не повторилось в современном мире. Для доказательства этих мыслей приведём примеры из произведений художественной литературы.

Многие писатели и поэты проводили параллели между современностью и другими эпохами. Например, историческая поэма «Песня про купца Калашникова» изначально была напечатана без имени автора. Можно предположить, что М.Ю. Лермонтов сделал это по цензурным соображениям, ведь на самом деле он писал не только об опричнине, но и об эпохе правления Николая I. Его интересовала личность самодержавного правителя, который использует свою власть не во благо, а во вред, обесценивая чувства других людей. Иван Грозный в произведении – сильная личность, которая, однако, ни перед чем не остановится на пути к достижению поставленных целей. Так, признавая смелость купца Калашникова, царь всё равно не может его помиловать, потому что тот убил Кирибеевича – верного подданного полновластного правителя. Точно так же ощущали себя и молодые люди после подавления декабристского восстания. Это современники М.Ю. Лермонтова, которые чувствовали себя лишними, потому что ничего не могли изменить в своём положении и были лишены права свободно высказывать личное мнение. Таким образом, ценность исторического опыта состоит в том, что зачастую многие события повторяются спустя определённый промежуток времени. Очень важно научиться извлекать из происходящего нравственные уроки и не повторять одни и те же ошибки.

Есть такие исторические события, забывать о которых непростительно и безнравственно. В поэме «Реквием» А.А. Ахматова пишет о сталинских репрессиях, затронувших её собственную семью. Родной сын лирической героини пребывает в тюремном заключении, поэтому она вместе с другими матерями и жёнами вынуждена стоять в очередях, чтобы узнать о его самочувствии. Как мы понимаем, близких людей этих героических женщин арестовали вовсе не за серьёзное преступление, и они, конечно, не заслужили такой участи. Далеко не случайно автобиографическая героиня просит поставить ей памятник возле ленинградской тюрьмы «Кресты», чтобы потомки помнили эти кровавые страницы истории. Люди нового времени должны знать о страшных событиях прошлых лет, потому что это объединяет поколения. Так, А.А. Ахматова пишет: «Я была тогда с моим народом там, где мой народ, к несчастью, был». Действительно, мы не вправе забывать о «тюремных затворах» и «каторжных норах», ведь это история всего нашего народа.

В заключение хочется вспомнить известную фразу древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых». Умение хранить и передавать накопленный опыт позволяет оставаться честным и достойным человеком. Уроки, которые преподносит история, помогают нам накапливать мудрость и позволяют лучше понимать настоящее, сравнивая его с прошлым.

Смотрите также: