Сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют фразеологизмы?».

13.1 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют фразеологизмы?».

Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Пример 1

Фразеологизмы играют важную роль в тексте, делая его более выразительным, образным и эмоционально насыщенным. Они помогают передать чувства и отношение героев, а также раскрывают смысл описываемых событий.

В данном тексте Ю. Нагибина используются фразеологизмы, которые подчеркивают отношения между героями и их внутренние переживания. Например, выражение «на своей шкуре испытал»  означает, что герой лично прочувствовал ситуацию, оказался в сложном положении. Этот фразеологизм помогает передать силу пережитого опыта, показывая, насколько тяжелым стало для героя осознание характера Павлика.

Еще один важный фразеологизм – «спустить пары» . Он означает избавление от накопившихся эмоций, в данном случае – злости учительницы. Благодаря этому выражению становится ясно, что Елена Францевна выплеснула свой гнев, но затем успокоилась, и ситуация временно разрешилась.

Таким образом, фразеологизмы помогают автору глубже раскрыть характеры персонажей, передать их эмоции и сделать текст более выразительным и живым.

Пример 2

Фразеологизмы играют важную роль в тексте, помогая автору ярче выразить эмоции, характер героев и их отношения. Они делают речь более выразительной и образной, позволяя читателю глубже понять переживания персонажей. В тексте Ю.М. Нагибина фразеологизмы используются для передачи внутреннего состояния героев и их поступков.

Например,  учительница говорит: «Привык на уроках ворон считать!» Этот фразеологизм означает, что герой часто отвлекается и невнимателен. С помощью этого выражения автор подчеркивает раздражение Елены Францевны и её негативное отношение к поведению ученика.

Другой пример — «…человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду». Этот фразеологизм показывает, насколько сильно Павлик был предан своему другу, готовый ради него на любые жертвы. Однако его друг, напротив, поступает эгоистично, что делает ситуацию ещё более драматичной.

Таким образом, фразеологизмы в тексте не только украшают речь, но и помогают раскрыть характеры героев, их чувства и мотивы поступков, делая повествование более живым и эмоционально насыщенным.

Текст

ТЕКСТ
(1)В нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым. (2)Недоброжелатели считали, что Павлик был приложением ко мне. (3)На первый взгляд так оно и было. (4)Меня нельзя было приглашать на день рождения без Павлика. (5)Я покинул футбольную дворовую команду, где считался лучшим бомбардиром, когда Павлика отказались взять хотя бы запасным, и вернулся вместе с ним. (6)Так возникла иллюзия нашего неравенства. (7)На самом деле ни один из нас не зависел от другого, но душевное превосходство было на стороне Павлика. (8)Его нравственный кодекс был строже и чище моего. (9)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден.(10)Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик. (11)На уроках немецкого я чувствовал себя принцем. (12)Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков. (13)Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.
(14)Как раз перед этим я пропустил несколько дней и не знал о домашнем задании. (15)Поначалу всё шло хорошо: я проспрягал какой-то глагол, отбарабанил предлоги, прочёл текст и пересказал его.
– (16)Прекрасно, – поджала губы Елена Францевна.

– (17)Теперь стихотворение.
– (18)Какое стихотворение?
– (19)То, которое задано! – отчеканила она ледяным тоном.
– (20)А вы разве задавали?
– (21)Привык на уроках ворон считать! – завелась она с пол-оборота. – (22)Здоровенный парень, а дисциплина…
– (23)Да я же болел!
– (24)Да, ты отсутствовал. (25)А спросить у товарищей, что задано, мозгов не хватило?
(26)Взял бы да и сказал: не хватило. (27)Ну что она могла мне сделать? (28)О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он ни словом не обмолвился о стихотворении. (29)Забыл, наверное. (30)Я так и сказал Елене Францевне.
– (31)Встань! — приказала Павлику «немка». – (32)Это правда?
(33)Он молча наклонил голову. (34)И я тут же понял, что это неправда. (35)Как раз о немецком я его не спрашивал…

(36)Елена Францевна перенесла свой гнев на Павлика. (37)Он слушал её молча, не оправдываясь и не огрызаясь, словно всё это нисколько его не касалось. (38)Спустив пары, «немка» угомонилась и предложила мне прочесть любое стихотворение на выбор… (39)Я получил «отлично».
(40)Вот так всё и обошлось. (41)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика, к моему удивлению, не оказалось рядом. (42)Он сидел за пустой партой далеко от меня.
– (43)Ты чего это?..
(44)Он не ответил. (45)У него были какие-то странные глаза – красные и налитые влагой.
(46)Я никогда не видел Павлика плачущим. (47)Даже после самых жестоких, неравных и неудачных драк, когда и самые сильные ребята плачут, он не плакал.
– (48)Брось! – сказал я. – (49)Стоит ли из-за учительницы?

(50)Он молчал и глядел мимо меня. (51)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (52)Его предал друг. (53)Спокойно, обыденно и публично, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду. (54)Никому не хочется признаваться в собственной низости. (55)Я стал уговаривать себя, что поступил правильно. (56)Ну покричала на него «немка», подумаешь, несчастье! (57) Стоит ли вообще придавать значение подобной чепухе?.. (58)И всё же, окажись Павлик на моём месте, назвал бы он меня? (59)Нет! (60)Он скорее проглотил бы собственный язык.

(61)Когда прозвучал звонок, я подавил желание броситься к нему, признавая тем самым свою вину и готовность принять кару.
(62)Потом было немало случаев, когда мы могли бы вернуться к прежней дружбе, хотя Павлик не хотел этого: ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого.
(По Ю.М. Нагибину*)

Смотрите также: