Презентация по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» для 9 класса.
Автор: Лаврентьева Е.С.
Пушкин создавал произведение, когда стихи постепенно утрачивали своё господство, а проза шла к своему торжеству. Автор выбрал промежуточную форму, объединяющую эпос и лирику. Пушкин писал Вяземскому: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница».
Роман написан не просто стихами — он разделён на строфы. Пушкин изобрёл никогда не встречающуюся прежде в мировой поэзии строфу, которую теперь называют онегинской (состоит из 14 строк, особым образом организованных). Пушкин играет разными способами рифмовки, что даёт разнообразие интонаций и впечатление живого разговора автора с читателем. Живой разговор придаёт повествованию лирический характер, что редко встречается в прозаическом романе.
Главный герой романа.
Евгений Онегин
Молодой дворянин, аристократ по происхождению и воспитанию — «забав и роскоши дитя». Внешность подобен «ветреной Венере». в 1-й главе детально описаны его распорядок дня, кабинет и даже обед. Перед нами типичный представитель своего времени.
Автор часто сравнивает себя с Онегиным, «добрым приятелем» своим, выражает симпатию, иронизирует над ним, но «всегда… рад заметить разность» между Онегиным и собой.
«Молодой повеса», эгоист и скептик с острым и злым языком. По принятым в свете нормам «умён и очень мил»: «Он по-французски совершенно / Мог изъясняться и писал; / Легко мазурку танцевал / И кланялся непринуждённо..»
Будучи человеком умным и критически настроенным, быстро разочаровался в суете светской жизни, в людях, в самом себе. В начале романа это молодой человек с душой старика, появляющийся в гостиных «угрюмым, томным».
Знаток «науки страсти нежной» сразу разглядел в Татьяне её глубину, непохожесть на других. Получив её признание в любви, не обманул, не воспользовался доверчивостью и наивностью девушки, а «явил души прямое благородство» — повёл себя как воспитанный, порядочный человек.
В нём сложное переплетение «старого» и «нового»: пошёл на дуэль с Ленским, испугавшись «мненья света», которое сам же так презирал.
Напряжённые переживания (убийство Ленского), размышления, путешествия обогатили его внутренний мир — теперь он способен не только холодно анализировать, но и любить. Любовь для Пушкина — пробуждение души. В конце романа перед нами уже не романтический «демон» с преждевременно состарившейся душой, а герой, жаждущий счастья и любви.
Смотрите также: