Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте вслух текст о Льве Владимировиче Щербе (1880–1944) – выдающемся русском и советском лингвисте, академике Академии наук СССР.
Всю жизнь Лев Владимирович Щерба посвятил служению науке. В историю лингвистики Щерба вошёл прежде всего как выдающийся специалист по фонетике. Ещё в дореволюционные годы он возглавил в Петербургском университете фонетическую лабораторию. Она существует и в настоящее время и названа в честь Льва Владимировича Щербы. Также он стал основателем ленинградской фонологической школы. В 1924 году Щерба был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.
Существенный вклад в изучение русского языка внесла статья Льва Владимировича «О частях речи в русском языке», в которой анализировались особенности частей речи. В 1928 году вышел «Русско-французский словарь», который до сих пор используется в практике преподавания и переводов. Также Лев Владимирович предложил первую в отечественном языкознании научную типологию словарей.
Щерба ввёл в научный обиход термины «лингвистический эксперимент» и «отрицательный языковой материал». Значение последнего термина заключается в том, что учёный должен обращать внимание на неправильное произношение и употребление слов.
Лев Владимирович Щерба известен как автор школьного учебника по русскому языку. Он создал первые учебные программы для начальной и средней школы, разработал принципы построения школьных учебников. В лингвистике учёный поставил ряд вопросов, которые сохраняют актуальность и в наши дни.
(178 слов)
Задание 2. Пересказ текста.
Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова известного лингвиста Рубена Ивановича Аванесова о Льве Владимировиче Щербе:
«Щерба – это не только наше лингвистическое прошлое, но и наша жгучая современность».
Подумайте, где лучше использовать слова Р.И. Аванесова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Смотрите также: