В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
• навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);
• умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и разбором текстов учебной книги. При выставлении отметки по чтению необходимо одновременно учитывать следующее:
• понимание учащимся прочитанного текста;
• способ (целыми словами, по слогам), правильность, беглость, выразительность чтения;
• владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеют свои
специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом
усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием
прочитанного), то во втором – четвертом классах чтение постепенно становится
обязательным умением, крайне необходимым при овладении знаниями по другим
предметам.
Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть
синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники чтения и
понимания. Поэтому в начальной школе периодически проверяется скорость чтения
вслух.
Нужно помнить, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с
переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только
фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения не
менее 60 слов в минуту при способе чтения целыми словами. Владение синтетическим
чтением вслух на уровне 90 слов в минуту обеспечивает углубленное понимание
прочитанного.
Вот почему под особым контролем учителя должна быть и техническая
сторона чтения, то есть знания, умения и навыки по технике чтения на определенном
отрезке времени
Смотрите также: