Внеурочное занятие для учащихся СПО по теме «ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ (30 ЛЕТ ЦИК РОССИИ)»
Предлагаем скачать сценарий и презентацию.
Цель занятия: формирование гражданской позиции, уважения к конституционным правам граждан России, ответственного отношения к избирательному праву; осознания студентами необходимости приобретения опыта гражданской социально значимой деятельности.
Формирующиеся ценности: гражданственность, права и свободы гражданина России.
1.Общие рекомендации
На занятии предполагается знакомство студентов СПО с избирательной системой Российской Федерации, особое внимание уделяется формированию осознанного отношения студентов к участию в выборах, готовности к проявлению гражданской позиции. Ценностно-смысловые установки занятия:
1. Россия – демократическая страна, в которой свобода, права и благополучие граждан являются главными ценностями.
2. Участие в выборах – это возможность проявить ответственную гражданскую позицию, внести вклад в развитие своего города, региона, страны.
3. Гражданственность – это правовые знания, правовая культура и активная жизненная позиция.
Планируемые результаты занятия:
1. Развитие гражданско-правовой культуры студентов СПО.
2. Формирование понимания важности участия в выборах как законном (правовом) инструменте позитивных перемен;
3. Знакомство с различными видами социально значимой деятельности (студенческое самоуправление, волонтерство) и формирование готовности в ней участвовать.
2. Рекомендации по организации дискуссии
Педагог организует беседу о выборе, который уже делали студенты, ориентируя их на духовно-нравственные ценности, когда мы делаем тот или иной выбор, задавая уточняющие вопросы, например: «Как сделать выбор, чтобы впоследствии не жалеть?», «Чем вы руководствуетесь, когда надо сделать выбор?», «Что помогает, а что мешает вам принять правильное решение?», «Как понять, что вы совершаете правильный выбор?»
Далее следует поговорить о прошедших выборах в России. Узнать у студентов, что они знают о них, принимали ли они в них участие и в какой роли.
Актуализация личного отношения обучающихся к теме предусмотрена через поиск ответов на такие вопросы, как: «Почему каждый гражданин должен пользоваться своим правом голосовать на выборах?», «Как твой голос может повлиять на твое будущее? Будущее твоей семьи?»
Данные вопросы являются ориентировочными, педагог может заменить их более конкретными, исходя из своего знания особенностей группы обучающихся, специфики отношений студентов и педагогического коллектива, особенностей своей образовательной организации.
Важной задачей занятия является подведение обучающихся к выводу, что любой гражданин России может стать участником избирательного процесса, имеет право свободного выбора и может реализовать это право в день голосования на избирательном участке. В качестве одного из возможных вариантов организации заключительной части проведения занятия следует обратить внимание студентов, что в данной учебной организации есть органы ученического самоуправления. Рассказать, как они формируются.
Предложить студентам провести реальные выборы после проведенного занятия. Выбрать старосту группы или принять участие в выборах в другие органы студенческого самоуправления. При этом следует рассмотреть механизм проведения выборов, согласно тем традициям и правилам, которые существуют в образовательном учреждении. Или совместно с обучающимися разработать правила выбора в органы самоуправления группы (определив состав избирательной комиссии, утвердить день выборов, выдвижение кандидатов и само голосование. В голосовании можно применить электронную систему).
Во время обсуждения основных вопросов педагог выступает в качестве модератора, направляя дискуссию и подводя обучающихся к основным ценностно-смысловым выводам. Независимо от того, в каком контексте будут обсуждаться вопросы на данном занятии, необходимо подвести обучающихся к инвариантному выводу: основа демократического общества — это возможность для граждан влиять на решение важных вопросов, которые касаются каждого из нас. И мы должны пользоваться этим правом, тем более что сегодня выборы в нашей стране — это четкий и отлаженный механизм.